Выступление на августовской педагогической конференции 2020

Дата размещения: 21.05.2021 11:41
Дата изменения: 25.08.2021 09:51


РЕЗОЛЮЦИЯ

Августовского совещания педагогических работников образовательных организаций Амурской области

 «Образовательная политика региона: учить и воспитывать сегодня для успеха завтра»

(август 2020)

 

27-28 августа 2020 года состоялось традиционное совещание педагогических работников образовательных организаций Амурской области «Образовательная политика региона: учить и воспитывать сегодня для успеха завтра» (далее – Совещание).

Организатором Совещания выступили Министерство образования и науки Амурской области и государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Амурский областной институт развития образования».

Основная цель Совещания заключалась в проведении открытого общественно-профессионального обсуждения механизмов реализации целей и задач, приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в  Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 марта 2018 года и Указе от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ), с учётом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Амурской области.

В работе Совещания приняли участие руководители органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, руководители и педагогические работники образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования, руководители государственных общеобразовательных организаций, представители власти, бизнеса, общественных организаций, родительской общественности, контрольных и надзорных органов, реального сектора экономики.

Новый формат Совещания в виде видеоконференции позволил провести активное обсуждение актуальных вопросов развития сферы образования, механизмов и технологий реализации региональных проектов, представить лучшие инновационные практики образовательных организаций области, осознать необходимость перемен для каждого педагога.

Амурский образовательный салон дал возможность участникам совещания ознакомиться с лучшими вебинарами, мнениями экспертов, актуальными статьями по различным направлениям развития образования, подборкой учебно-методических пособий. На платформе Амурского образовательного салона была представлена серия информационных видеороликов: «Специфика переживания самоизоляции у детей, подростков и взрослых и её психологические последствия», «Перспективы дистанционного образования на основе опыта самоизоляции учеников и учителей», «Вызовы и уроки пандемии Covid19 для российского образования», «Об изменениях в законодательстве об образовании и воспитательном потенциале современных УМК» и иные. В рамках августовской конференции и подготовки к новому учебному году информационно-методический центр ГАУ ДПО «АмИРО», совместно с методическим отделом Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» и издательствами – партнерами «ОА издательство «Просвещение» и ООО «Русское слово» подготовили ряд методических и информационных материалов для сотрудников школьных библиотек и ИБЦ. Методические материалы Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» посвящены вопросам организации работы школьной библиотеки в новом учебном году в частности модернизации школьных библиотек, и деятельности библиотек в условиях дистанционного обучения. В информационных материалах издательств-партнеров обращается внимание на такие актуальные вопросы как: формирования библиотечных фондов школ на 2020/21 учебный год, Федеральный перечень учебников: какие изменения необходимо учесть школе при формировании заказа учебников, новинки учебных изданий.

В рамках Совещания для всех участников мероприятия работала виртуальная выставка презентационных материалов образовательных организаций Амурской области «Панорама амурского образования». Здесь можно было познакомиться с лучшими инновационными практиками обучения и воспитания школ и колледжей региона.

Обсуждение ключевых вопросов Совещания было организовано в рамках шести онлайн студий:

онлайн-студия «Хорошая школа = эффективный руководитель?» позволила руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций осознать вызовы государственной политики и определить приоритетные направления в развитии системы образования муниципалитета, определить слагаемые успеха руководителя образовательной организации, познакомиться с проектом регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.

Основной запрос общества к системе общего образования - создание равных возможностей для современного качественного образования, достижение качества образовательных результатов, позитивной динамики социализации школьников. Гарантом реализации этих задач на уровне образовательной организации является его руководитель, который согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является единоличным исполнительным органом образовательной организации.

В рамках работы онлайн студии «Хорошая школа=эффективный руководитель?» состоялся конструктивный, содержательный разговор о роли руководителя образовательной организации в современных условиях.

Участники студии отмечали, что сегодня значительно усиливается степень ответственности руководителя за достижение качественных результатов деятельности школы в контексте Указа Президента Российской Федерации по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Повышается степень ответственности руководителей за достижение современного качества общего образования в каждой общеобразовательной организации, актуальным становится вопрос о развитии профессиональной компетентности управленческих кадров: формирование и развитие готовности к самоорганизации, саморазвитию для достижения высокого уровня эффективности управленческой деятельности.

В диалоге с гостями студии обсуждался вопрос: Всегда ли верно утверждение: «Хорошая школа = эффективный руководитель?», шел разговор о слагаемых успеха руководителя образовательной организации.

В рамках работы студии представлен опыт муниципалитетов Амурской области по формированию резерва кадров, оценке компетенций руководителей в ходе аттестации, мониторинговых процедур по определению эффективности деятельности руководителей.

Большое внимание в работе студии уделено обсуждению проекта мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (https://yadi.sk/i/0bXdtlDZmSwlaA).

На региональном уровне мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций можно рассматривать как инструмент стратегических изменений, механизм управления рисками и возможностями.

Цель мониторинга: всесторонняя и объективная оценка профессиональной компетентности, эффективности и результативности деятельности руководителей образовательных организаций для выработки комплекса мер по совершенствованию управленческой деятельности и устранению проблемных зон в системе менеджмента образовательных организаций региона.

Оценочные процедуры в мониторинге позволят выявить профессиональные дефициты управленцев, проблемы в управлении общеобразовательной организацией, которые влияют на результативность её деятельности по обеспечению качества образования;

онлайн-студия «О качестве замолвим слово…» раскрыла содержание стратегических задач региональной системы образования, органично связанных с с вопросами достижения показателей качества образования, позволила обсудить механизмы управления качеством образования на муниципальном уровне, оценить опыт по совершенствованию системы качества образования в муниципалитетах;

онлайн-студия «Национальный проект «Образование»: что изменилось за год реализации?» показала системную работу педагогических коллективов региона по достижению целевых показателей национального проекта «Образование» в рамках различных направлений: цифровизация дополнительного образования, региональный проект «Современная школа», организация образовательного процесса в Центре формирования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста», сетевая форма реализации образовательных программ, наставничество в образовании, профессиональная мобильность педагога как фактор успешной реализации национального проекта «Образование»;

участники онлайн-студии «На какой почве растет учитель будущего?» обсудили проблему повышения эффективности работы учителя и выявления ресурсов для его профессионального роста, поделились опытом самосовершенствования и разработки индивидуальных маршрутов учителей;

цифровая площадка онлайн-студии «Профессиональное образование в условиях изменений: государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена» собрала заинтересованных представителей педагогического и бизнес сообщества. Участники студии поделились опытом организации государственной итоговой аттестации выпускников ссузов региона в форме демонстрационного экзамена, обсудили возможности участия работодателей в подготовке, организации и проведении ГИА в форме демонстрационного экзамена, наметили перспективы по модернизации материально-технической базы системы СПО региона в соответствии с современными требованиями и планы по обучению экспертного сообщества для оценки полученных выпускниками компетенций в рамках демонстрационного экзамена;

онлайн-студия «Трансформация воспитания: требования, возможности, ответственность» привлекла для обсуждения вопросов совершенствования воспитательного процесса в современной школе не только представителей педагогической общественности, но и представителей родительской общественности. В форме интеллектуальной игры «Квиз, плиз» на цифровой площадке студии выражены точки зрения экспертов и родительской обществе по проблемному вопросу, которые позволили определить приоритетные задачи, стоящие перед педагогами в связи с существующими изменениями, которые произошли как в современном обществе, так и в сегодняшней системе образования.

В работе Совещания приняли участие эксперты из различных регионов России, например, Е.И.Казакова, директор Института Педагогики СПбГУ, научный руководитель программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», член Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала, председатель ФУМО, д.п.н., член-корреспондент РАО, которая представила на обсуждение персонализированную модель образования в условиях цифровой трансформации; В.П. Голованов, заведующий лабораторией социально-педагогического проектирования развития воспитания Учреждения РАО «Институт семьи и воспитания» г. Москва, д.п.н.

На каждой площадке активно обсуждались актуальные проблемы региональной системы образования, вырабатывался план мероприятий по устранению имеющихся проблем, предлагались объективные пути решения. Участники Совещания отмечают конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями и накопленным опытом, открытость и практическую направленность дискуссий.

Совещание завершилось обсуждением проблем региональной системы образования, определением приоритетов и основных векторов развития муниципальных систем образования, образовательных организаций, повышения их ответственности за конечные результаты образовательной деятельности, создание современных условий для получения качественного образования каждым обучающимся.

Участники Совещания отмечают, что в Амурской области ведётся планомерная работа по развитию инфраструктуры сферы образования, созданию необходимых условий для гармоничного, разностороннего развития физической, личностной, интеллектуально-познавательной и эмоциональной сфер личности ребёнка, формированию единой системы оценки качества образования. Ведётся планомерная работа по повышению престижа профессии учителя. Одним из приоритетных направлений является работа по выявлению и поддержке молодых талантов. В регионе созданы необходимые условия для получения качественного, доступного образования, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в системе среднего профессионального образования осуществляется с учётом востребованных в Амурской области профессий и специальностей. Обеспечено широкое вовлечение студентов в чемпионатное движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Россия. Активно развивается Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Новые технические возможности появились с открытием детского технопарка «Кванториум-28».

Вместе с тем участники Совещания полагают, что для решения поставленных в Указе задач необходимы системные изменения, внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, системы профессионального роста педагогических работников, которые повысят качество и доступность образования, будут способствовать формированию единого образовательного пространства, повышению профессионализма педагогов, развитию наставничества.

Необходимо продолжить формирование системы консультационной психологической и методической помощи, в том числе для родителей, вести работу по профессиональной ориентации школьников, обеспечить комплексную безопасность детей, в том числе в информационном пространстве, вывести на новый организационный уровень работу с детьми, находящимися в социально опасном положении, обеспечив их максимальную включенность в общественную жизнь коллектива, образовательной организации, внеурочную и каникулярную занятость. Необходимо продолжить работу в образовательных организациях по популяризации высокотехнологичных рабочих специальностей, требующих новых знаний и высокой квалификации.

Модернизация профессионального образования предполагает обновление материально-технической базы, внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, соответствующих передовым технологиям и международным стандартам, обновление содержания и методов воспитательной работы с молодёжью.

Участники Совещания одобряют ключевые стратегические ориентиры в системе образования Амурской области, приоритетные задачи на 2020/21 учебный год и дальнейшую перспективу, комплекс мер, предложенный в докладе министра образования и науки Амурской области С.В. Яковлевой, реализация которых должна быть обеспечена на всех уровнях управления отраслью.

С учётом состоявшегося обсуждения участники Совещания предлагают основными задачами на новый учебный год считать:

- реализацию национального проекта «Образование» - приоритетом в деятельности всех образовательных организаций системы образования Амурской области;

- воспитательный аспект образования – фактором, способствующим  формированию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, позволяющем в год 75-летия победы в Великой Отечественной войне обеспечить вовлечение детей и молодёжи в деятельность по сохранению исторической памяти, в том числе через активизацию работы военно-патриотических клубов, движения РДШ, ЮНАРМИЯ, волонтёрских и добровольческих отрядов;

- ответственное родительство – условием успешности ребёнка, для формирования которого необходимо организовать консультации по воспитанию детей, разъяснению роли государства в оказании мер социальной поддержки;

- партнёрство с работодателями – залог успешной реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Амурской области через взаимодействие организаций профессионального образования с предприятиями, бизнесом.