Оплата труда: вопросы и ответы

Дата размещения: 22.01.2019 10:49
Дата изменения: 22.01.2019 10:50


Куда обращаться если появился вопрос по заработной плате?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Поэтому в случае возникновения вопроса по заработной плате прежде всего рекомендуем обратиться к работодателю (в образовательную организацию), желательно в письменном виде.

Если не удовлетворены ответом работодателя, далее - к учредителю образовательной организации (отдел или управление образования муниципального образования) также в письменном виде.

Кроме того, статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» представляют и защищают права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы. В связи с чем, рекомендуем также обращаться в указанные организации.

Если не удовлетворяют полученные ответы от вышеуказанных организаций, можно обратиться в министерство образования и науки Амурской области, желательно приложив копии ответов работодателя и учредителя образовательной организации.

Кроме того, статьей 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда.

Внимание! Статьей 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены требования к письменному обращению граждан:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Могу ли я участвовать в формировании системы оплаты труда в образовательной организации?

Каждый работник образовательной организации имеет право участвовать в формировании нормативной правовой базы, регулирующей действующую в организации систему оплаты труда.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ 
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон) каждый работник, достигший возраста 14 лет 
и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Кроме того, согласно статьи 22 Федерального закона установлено, что профсоюзные работники вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона 
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют академические права и свободы, в том числе: право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации; право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации; право на объединение в общественные профессиональные организации.

Почему снизился уровень заработной платы? Как повысить уровень зарплаты?

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами 
в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами 
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации 
и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

На уровень заработной платы влияют в том числе выплаты стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), при этом данные выплаты не являются обязательными и определяются работодателем, порядок их назначения устанавливается  в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда в организации.

В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

- при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет, - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;

- при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;

- при установлении или присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

- при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия - со дня присвоения, награждения;

- при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук - со дня принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда 
в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

Минобрнауки области рекомендует обратиться за дополнительными разъяснениями в образовательную организацию, а также в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, на территории которого Вы осуществляете трудовую деятельность.

Из чего состоит заработная плата педагогического работника?

В соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и на основе локальных нормативных актов организации размеры заработной платы устанавливаются в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором 
в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу 
в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Компенсационные выплаты выплачиваются за работу в условиях, не соответствующим нормальным. Обязательные компенсационные выплаты предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.

К обязательным выплатам относятся (статья 146 ТК РФ):

- выплаты за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями;

- за работу в выходные и праздничные дни;

- за сверхурочную работу и в ночное время;

- за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

Выплаты стимулирующего характера также влияют на уровень заработной платы, при этом данные выплаты не являются обязательными и определяются работодателем, порядок их назначения устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда в организации.

Не допускается начисление дополнительных выплат работникам за работу, которая входит в прямые обязанности по занимаемой должности (ведение электронного дневника, подготовка к ЕГЭ, и т.п.)

Выплаты социального характера не являются заработной платой.

Если стимулирующие часть фонда оплаты труда, то их должны обязательно должны выплачивать? установлен ли размер стимулирующего фонда?

Стимулирующие носят характер выплат для поощрения работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя (если это стимулирующие выплаты постоянного характера) или комиссии по назначению стимулирующих выплат (если это выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации)).

Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты должны быть  прямо указаны в его трудовом договоре в цифровом выражении либо в формате отсылки  к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты.

Например, если в учреждении принято положение о стимулирующих (или другой нормативный акт), по которому педагог получает фиксированную выплату стимулирующего характера, (например за квалификационную категорию, вылугу лет и т.д.), в таком случае педагог может рассматривать эту выплату как обязательную часть зарплаты.

Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).

Стимулирующие выплаты, которые распределяются на основе показателей и критериев оценки эффективности деятельности, не носят регулярного и обязательного характера, поскольку могут изменяться в течение года не только в зависимости от результатов труда, но и наличия экономии фонда оплаты труда. Размер экономии фонда оплаты труда зависит от количества листков нетрудоспособности, вакансий, отпускных выплат и пр

Соотношение базовой и стимулирующей частей в фонде оплаты труда работников учреждений не установлено законодательными и нормативными правовыми актами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях» об установлении базовой части 70 % фонда оплаты труда организации носит рекомендательный характер и индивидуально исходя из особенностей конкретного учреждения.

Показатели эффективности деятельности педагогических работников и индикаторы, на основании которых осуществляется учет результатов их деятельности Образовательной организацией должны разрабатываться с участием представителей организаций, осуществляющих управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций. Эти показатели должны быть измеримыми и понятными.

Из чего состоит должностной оклад педагогического работника, от которого формируется зарплата в месяц? Менее ставки, более ставки – что включается для проведения расчетов?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Структура заработной платы определяется на основании трудового законодательства Российской Федерации.

В структуре заработной платы выделяются три основные части – базовая часть, непосредственно вознаграждение за труд в зависимости от сложности, количества, качества труда, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. При этом под должностным окладом понимается именно эта базовая часть оплаты труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. При этом базовую часть можно посчитать двумя различными способами. Это может быть либо оплата за выполнение трудовых обязанностей в течение месяца – тогда будет иметь место должностной оклад. Либо может быть оплата за выполнение нормы труда за определенную единицу времени (например, час, день) – тогда будет иметь место тарифная ставка.

В частности, Трудовой кодекс содержит в статье 129 следующие определения. Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Чем отличаются выплаты стимулирующего характера от выплат компенсационного?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.

В соответствии с пунктом 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. № 11 – далее Единые рекомендации) размеры 
и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно с учетом соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников (при наличии такого представительного органа) на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими  нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе 
с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.

К обязательным относятся (ст. 146 ТК РФ) выплаты: за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 
за сверхурочную работу и в ночное время; за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

К видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.

К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.

Может ли работодатель установить «штрафные» баллы (например, минус 3 балла за опоздание) в системе стимулирующих выплат?

Начисление стимулирующих должно быть поощрением за достижения работника или его значительный вклад в работу коллектива. Поэтому можно требовать от работодателя, чтобы штрафных санкций среди критериев не было.

Вместе с тем, в локальном нормативном акте организации может быть установлено, что стимулирующие баллы предусмотрены только для работников, добросовестно выполняющих свои обязанности (не имеющих дисциплинарных взысканий). В таком случае работодатель вправе не начислять стимулирующих баллов до погашения дисциплинарного взыскания.

Если в локальном нормативном акте содержится условие о том, что работнику, совершившему дисциплинарный проступок, стимулирующие выплаты не выплачиваются либо выплачивается в меньшем размере, необходимо помнить, что при лишении/снижении размера такой выплаты по данному основанию необходимо чётко соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ. В Положении об оплате труда (или в Положении о стимулирующих выплатах) должны быть указаны все условия, при которых стимулирующая выплата не может быть выплачена работнику.

«Изъятие» стимулирующих баллов не может использоваться как мера дисциплинарной ответственности. Ст. 192 ТК РФ устанавливает ограниченный перечень мер дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Таким образом, работодатель не вправе начислять "штрафные" баллы за невыполнение каких-либо трудовых функций или некачественное их выполнение. Он может пользоваться только вариантами, обозначенными в Трудовом кодексе РФ. За применение к сотрудникам дисциплинарных взысканий, не предусмотренных трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Не стоит забывать о порядке применения дисциплинарного взыскания. Так, согласно положениям ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трёх рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.